Как компании получить финансовый результат через модернизацию аналитики

Описанная концепция работает без привязки к конкретной BI-системе. Ее можно реализовать на любом подходящем инструментарии. Даже если в компании уже используется BI-система, описанные методы помогут повысить отдачу от нее.

В наши дни из любого утюга слышно, что «данные — это новая нефть». Чтобы из этой «нефти» извлечь пользу, нужно использовать современные продвинутые инструменты аналитики. Дополнительный интерес к теме подогревается отзывами в стиле «Внедрили BI, заработали на XXX млн. больше».

Не удивительно, что в таком информационном фоне появляются мысли о модернизации аналитической системы компании. Знаете, какой самый главный риск в проектах внедрения BI? Вовсе не техническая реализация. Самый главный риск — получить на выходе дорогую игрушку, которая никак не влияет на финансовый результат компании.

Давайте разберем, что нужно предусмотреть, чтобы этого не произошло.

Как BI обеспечивает финансовый результат

BI-системы нужны для улучшения процессов аналитики. А зачем вообще нужны процессы аналитики? Я придерживаюсь такого определения:

Аналитика нужна для превращения экспертизы менеджмента и специалистов в целевые действия сотрудников и информационных систем компании.

Например, есть цель: увеличить выручку на X%. Гипотеза — предложить клиентам дополнительные сопутствующие товары, на основе их предыдущих закупок. Логику рекомендаций прорабатывает коммерческий директор совместно с аналитиком. Целевые действия — сформировать для каждого клиента перечень рекомендаций, и прозвонить ключевых клиентов через продавцов. А остальным отправить письма. Повторять еженедельно, корректировать подход по результатам.

Успешные цепочки закрепляются автоматизациями, становясь аналитическими процессами.

За счет наличия подобных процессов получается финансовый результат от работы с данными.

BI-система нужна, чтобы аналитические процессы улучшить/ускорить/создать.

Что привносит BI в аналитику компании

Тут идет разделение на 2 глобальных вектора:

  1. Улучшение существующих аналитических процессов:
    1. Скорость принятия решений;
    2. Качество принятия решений;
    3. Скорость запуска целевых действий.
  2. Системные улучшения:
    1. Создание новых аналитических процессов;
    2. Улучшение качества исследования данных;
    3. Повышение надежности управленческой системы.

Разберем подробнее.

Улучшение аналитических процессов

Несомненно, в вашей компании уже существует некая культура аналитики. Есть определенные отчеты, которые разбираются на регулярной основе, на разных уровнях.

Для простоты, каждый аналитический процесс (регламент работы с отчетом) разделим на 3 компонента:

  1. Подготовка информации;
  2. Анализ информации;
  3. Запуск целевых действий.

За счет автоматизации действий на каждом из этапов средствами BI компания получает следующие преимущества:

Факторы ускорения принятия решений:

  • Автоматической подготовки отчетности — не надо ждать пока отчет подготовят сотрудники;
  • Визуализации данных — из громоздких таблиц создаются понятные интерактивные визуализации с ключевыми выводами на поверхности;
  • Обогащении данных — в данных создаются новые аналитические признаки, которых нет в исходных системах, что позволяет быстрее выявлять нужные события;

Факторы роста качества принятия решений:

  • Достовреность данных — информация формируется из данных учетных систем, а не заполняется руками сотрудников;
  • Сквозная аналитика — данные из множества систем связаны так, как будто являются единым массивом в одной системе;
  • Глубина аналитики — любой показатель может быть декомпозирован до необходимой глубины, вплоть до базовых данных;
  • Консенсус понятий — устраняются разногласия между департаментами по методологии расчетов и наименований показателей.

Факторы ускорения запуска целевых действий:

  • Триггеры процессов в других системах — BI выполняет сложные расчеты, например сегментацию клиентов и передает данные в CRM, в которой запускается нужный бизнес-процесс;
  • Пакетная простановка задач — руководитель может сделать произвольную выборку сущностей и поставить по ним задачи в соответствующей системе;
  • Алертинг — ответственное лицо получает сигналы о событиях или инструкции, не заходя в отчетность;
  • Выгрузка данных — из BI системы можено выгрузить произвольный массив данных для импорта в другие системы (например, создания аудитории для рассылок).

Избегаем риска сделать бесполезную работу

Планируя внедрение BI нужно понимать, что именно провисает в существующих процессах аналитики, и как устранение проблем должно повлиять на финансовый результат компании.

Потому что технически успешное внедрение не даст бизнесу преимуществ, если бизнес не готов их использовать.

Например, компании есть сложный сводный отчет для ежемесячного разбора, который готовится руками. Формирование отчета перенесли на сторону BI, теперь его можно анализировать каждый день. Но отчет по-прежнему продолжает использоваться только раз в месяц. Получается, что текущая выгода компании — экономия времени аналитика на сбор отчета. Что с точки зрения финансового результата может даже не покрывать затраты на автоматизацию.

Чтобы усилить отдачу в такой ситуации, нужно как минимум внедрить систему оповещений о событиях, раз актуальность данных теперь ежедневная. Так ключевые сотрудники смогут корректировать свои действия по факту необходимости, а не после ежемесячного разбора.

По своему опыту скажу, что лучший метод внедрения BI — последовательная детальное улучшение существующих процессов работы с информацией. А не массовое перетягивание всех старых отчетов в новую систему.

К каждому дашборду нужно относиться как к отдельному цифровому продукту, который решает задачи способами, недоступными при старой аналитической системе. Добившись результатов с одним процессом, нужно переходить к следующему. И так, пока BI не охватит всю компанию.

Хотите с ходу перенести всю отчетность в BI? Не вопрос, но начинать с этого стоит только если преимущества от автоматизации отчетности дадут реальный бизнес-результат и вы четко понимаете, что после переноса снимется ряд критичных для бизнеса проблем.

Системные улучшения за счет внедрения BI

Внедрение BI влияет не только на регламентную работу с данными, но и дает компании ряд системных преимуществ, которые могут стать платформой для будущего роста. Разберем их.

Создание новых аналитических процессов

По сути, это про внедрение управленческих инноваций, которые не возможны с текущей аналитической системой. Например, вы хотите внедрить динамическое ценообразование. Чтобы отпускная цена зависела от типа клиента, уровня его лояльности, типа продукции, и обеспечивала целевую маржинальность.

Excel такое не вытянет, а IT-отдел просит зайти через пару месяцев, чтобы начать разрабатывать ТЗ для попыток внедрить это в 1С.

Вместо ожиданий, за эти пару месяцев можно реализовать данную механику на стороне BI-системы, скорректировать ее, и выдавать сформированные прайс-листы на уровень региональных менеджеров.

BI-системы отлично подходят для реализации таких проектов за счет гибких возможностей преобразования данных и производительности.

Качество исследования данных

Аналитика — это не только работа с предопределенными формами отчетов. Это еще и поиск ответов на вопросы, под которые еще не сформированы отчеты.

При правильном подходе к внедрению BI, у вас будет формироваться корпоративное хранилище данных (КХД/DWH). Оно будет содержать перечень всех анализируемых в компании данных, их описание, а также реестр показателей и методик их расчета.

Визуализация структуры данных компании

Такой подход позволяет не решать аналитические задачи изолировано (есть аналитика продаж, есть аналитика финансов, как они пересекаются — не известно), а строить ландшафт данных всей компании по мере подключения новых источников.

Таким образом, аналитик может увидеть новые сценарии изучения данных (например, объединить информацию об активностях в CRM и финансовых отчетах), даже если первоначально это не предполагалось.

Кроме того, BI-система должна предоставлять возможности для самообслуживания пользователей, чтобы ответ на свой вопрос можно было получить как только он возникнет, а не через долгое согласование доработок с внешним/внутренним исполнителем.

Надежность управленческой системы

За счет оцифровки экспертизы управленцев, независимости от специалистов, собирающих отчеты, бесперебойности запуска целевых действий. Примеры:

РОП выдает хорошие показатели. Можно декомпозировать его управленческий подход и зафиксировать в BI. А потом распространить на другие департаменты.

Компания привлекает эксперта-конслультанта, тот строит управленческую систему. Чтобы после его ухода все не распалось, можно зафиксировать это в BI.

Талантливый аналитик готовит полезные отчеты, которые всем нравятся. Переносим их в BI, и они навсегда остаются с нами.

Сотрудники уходят, их экспертиза остается.

Резюме

Внедрение BI даст финансовый результат только при устанении проблем в аналитике, котоыре блокируют рост компании.

Перед внедрением нужно проводить аудит на выявление реальных точек роста, проработка которых даст результат с высокой вероятностью. Где находятся узкие места аналитики, мешающие получать компании более высокий финансовый результат? Точки роста могут бысть следующими:

  • Скорость принятия решений;
  • Качество принятия решений;
  • Скорость запуска целевых действий;
  • Создание новых аналитических/управленческих процессов;
  • Качество исследования данных (создание не определенных заранее отчетов);
  • Масштабирование методов управления.

В самом проекте внедрения должны быть предусмотрены следующие этапы:

Проектирование:

  • Определение бизнес цели: изменение показателей.
  • Определение процессов, определение ответственного за управление процессом. Определение цепочек поставки информации.
  • Декомпозиция процессов, за счет которых должно быть изменение: Какие данные, что искать, что запускать, кто что должен делать, с какой периодичностью.
  • За счет чего будет улучшен этот процесс? Что не получается сделать при имеющейся системе аналитики?
  • Проектирование автоматизации процесса работы с информацией: получение данных, обработка данных, визуализация данных, запуск действий.

Реализация:

  • Развертывание системы
  • Реализация ТЗ
  • Единый каталог данных

Поддержка:

  • Система обучения
  • Гарантийное сопровождение
  • Технические консультации

Развитие:

  • Обучение разботчиков
  • Обучение аналитиков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *